Работаем с 9.00 до 17.00

+7 (800) 500-15-43

Отдел продаж Ярославль

+7 (485) 274-77-11 info@teh-avto.ru

с 9:00 - 17:00

Отдел продаж Москва

+7 (495) 646-11-97 info@teh-avto.ru

с 9:00 до 17:00

Отдел продаж Санкт-Петербург

+7 (812) 490-76-21 info@teh-avto.ru

с 9:00 до 17:00

Сервисный центр

+7 (920) 138-62-56

Каталог

Каталог и меню

compare wishlist
 cart

Корзина

0

Корзина пуста.

Главная / Советы по диагностике автомобиля?

Советы по диагностике автомобиля?

Устранить в автомобиле ту или иную неисправность, в общем-то, несложно. И, как правило, относительно недолго. Данное утверждение, правда, справедливо только в том случае, когда соблюдены три условия: известно, как, чем и что именно надо делать. Если с первыми двумя, как правило, проблем никогда не возникает, то третье зачастую становится настоящим камнем преткновения. Прежде всего, это касается проблем, связанных с двигателем и различными электронными системами, коими современные автомобили нафаршированы, что называется, по самую крышу. Таким образом, правильная идентификация причин сбоев и неисправностей сегодня вышла на первый план, что дает нам право говорить даже о новой специальности в автосервисе – диагносте. Поскольку варианты вроде упомянутого киношного по большей части не проходят, для того, чтобы правильно и точно выявить причины неприятностей, нужны вещи куда более сложные, чем собственные нюх и слух. Резкое увеличение количества автомобилей, оборудованных электронными системами впрыска топлива, привело к ощутимому повышению спроса на услуги, связанные с диагностикой технического состояния и ремонтом таких автомобилей. В первую очередь особенно тщательной диагностики требуют системы управления двигателем (СУД). Техническое состояние системы управления двигателем автомобиля относится к числу важнейших факторов, влияющих на тяговые и скоростные показатели автомобиля в целом. Практическое решение задачи диагностирования технического состояния и ремонта СУД невозможно без использования специальных технических средств, большинство из которых являются измерительными приборами. Можно самим себе на ровном месте создавать всевозможные ребусы, затем натужно «морщить ум» в поисках ответов и долго мучиться в попытках решить задачу, какому же диагностическому прибору следует отдать предпочтение. А можно пойти по более простому и естественному пути. Просто понять, какие именно приборы для диагностики двигателя и его систем сегодня существуют и что именно с их помощью можно узнать. И также понять, что для полноценной диагностики двигателя нужен некий комплект оборудования. А поняв это, составить ту его конфигурацию, которая наилучшим образом соответствует тем или иным конкретным потребностям. Итак, что мы имеем на сегодняшний день.

Органы обоняния

Газоанализаторы идымомеры. Общую картину технического состояния любого двигателя внутреннего сгорания может дать анализ выхлопных газов. При сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя образуются различные химические вещества. Это СО, NОX, СН, О2 и некоторые другие. Анализ процентного содержания каждого из этих соединений в выхлопных газах позволяет судить о рабочих процессах, происходящих в двигателе, и выявлять причины отклонений от нормы. Методика оценки исправности двигателя по качеству отработавших газов – это тема для отдельного разговора, сейчас же пойдет речь только о приборах, выполняющих эту проверку. Поскольку в бензиновом и дизельном двигателях используются разные виды топлива, образуются различные компоненты в отработанных газах, то для их проверки используются разные приборы: газоанализатор – для бензиновых двигателей и дымомер – для дизельных. Функциональность газоанализатора определяется количеством измеряемых параметров. В последнее время измерения двух основных газов СО и СН стало недостаточно для качественной диагностики двигателя, газоанализаторы последнего поколения – четырехкомпонентные (СО, NОX, СН и О2) с вычисляемым коэффициентом? (лямбда). Коэффициент? – величина относительная и показывает соотношение топлива и воздуха в рабочей смеси. Некоторые модели газоанализаторов могут измерять напряжение в бортовой сети автомобиля, температуру и так далее. Большинство газоанализаторов конструктивно выполнены как автономные устройства и выводят результаты измерений на цифровой дисплей. Также многие модели могут иметь встроенное печатающее устройство. Совсем недавно появились модели, позволяющие выводить результаты измерений на персональный компьютер. Это позволяет представить информацию в виде графиков и диаграмм, а подключение к одному ПК сканера, мотор-тестера и газоанализатора делает такой комплекс превосходным инструментом для диагностики автомобиля. Как уже говорилось, анализ отработавших газов показывает только общую картину состояния двигателя, выявить конкретного виновника неисправности позволяютсканеримотор-тестер, предназначенные для проверки отдельных систем двигателя.

Органы зрения и слуха

 К ним отнесем, во-первых, сканеры. Это приборы, считывающие показания датчиковавтомобиля и стандартные сообщения об ошибках, генерируемые блоком управления автомобиля («бортовым компьютером») в режиме самодиагностики. В зависимости от конструкции системы управления сканер позволяет испытывать датчики и исполнительные устройства в режиме реального времени, а также программировать сам блок управления. Большинство моделей сканеров позволяют проверять не только СУД, но и другие системы автомобиля: АБС, климат-контроль, управление АКПП, подвеской и другие. Конструктивно сканер может быть выполнен как самостоятельное устройство с дисплеем небольшого размера, а также как промежуточное устройство для подключения к персональному компьютеру (ПК). Сканер подключается к диагностическому разъему на автомобиле и выводит информацию в текстовом виде на собственный дисплей или экран монитора ПК. В зависимости от программного обеспечения сканера сообщения выдаются на многих языках, в том числе и русском, что не требует от диагноста глубоких познаний в природе процессов работы двигателя.

В связи с различиями в конструкции автомобилей и функциональности систем управления каждая марка автомобиля имеет собственную систему самодиагностики и кодов ошибок, что, в свою очередь, не позволяет использовать один и тот же сканер для всех автомобилей. Поэтому сканеры имеют достаточно узкую «специализацию» по конкретным маркам или группе марок автомобилей. Исключение составляют универсальные сканеры с набором сменных блоков и сканеры на базе ПК. Из определения «сканер» видно, что он полностью зависим от блока управления автомобиля, что само по себе не дает полной картины исправности или неисправности отдельных устройств СУД, а самое главное – двигателя в целом. Возможности применения сканера ограничивает также то, что этот прибор предназначен для диагностики автомобилей, оборудованных «бортовым компьютером», то есть современных автомобилей с системой впрыска топлива.

Во-вторых, к «органам острого зрения» можно отнести мотор-тестер. Это прибор для измерения физических величин в системе управления двигателем:

– напряжения в цепях низкого (бортового) и высоковольтного (система зажигания) контура автомобиля;

– силы тока в цепях низкого напряжения;

– сопротивления во всех электрических цепях;

– температуры и т. д.

Мотор-тестер позволяет производить более полную проверку датчиков и электрических цепей автомобиля, в том числе и автомобилей, не оборудованных «бортовым компьютером». Помимо этого, большинство мотор-тестеров позволяют выводить в графическом виде осциллограмму измеряемых параметров в режиме реального времени, в том числе и высоковольтной цепи системы зажигания автомобиля, а также проводить ряд мощностных тестов двигателя. Как и сканер, мотор-тестер конструктивно может быть выполнен как самостоятельное устройство, так и в качестве приставки к ПК, а наиболее продвинутые модели могут выполнять и функции сканера. В связи с одинаковым принципом работы датчиков и исполнительных устройств СУД автомобилей всех марок мотор-тестер является универсальным прибором на все 100%. Так как мотор-тестер работает непосредственно с подсистемами СУД, с его помощью можно диагностировать автомобили всех возрастов – от самых старых до самых современных. Универсальность этого прибора требует особого мастерства от специалиста по диагностике, так как для работы с мотор-тестером мало знать, как подключить прибор к автомобилю, нужно знать природу процессов, происходящих в двигателе внутреннего сгорания, и влияние измеряемых величин на эти процессы.

Органы осязания

Компрессометр. Из самого названия прибора видно, что он предназначен для измерения давления в цилиндре двигателя в такте сжатия. В большинстве моделей используется стрелочный указатель давления (манометр) с набором переходников для различных марок автомобилей. Замер показаний осуществляется через свечное отверстие (для бензиновых двигателей) или отверстие форсунки (для дизельного двигателя). Существуют модели с записывающим устройством, фиксирующим показания на специальной карточке. Они называются компрессографами.

Недавно в России появилась новая разработка – анализатор пневмоплотности цилиндров, созданный одной российской компанией. О нем мы писали в одном из прошлых выпусков нашего журнала. Как утверждают разработчики, их прибор позволяет получить более полную и точную информацию о состоянии деталей ЦПГ и клапанов в двигателе, что делает его гораздо более актуальным, чем простой компрессометр. Манометр топливной системы. Этот прибор предназначен для измерения давления, создаваемого топливным насосом на всех без исключения типах двигателей. Манометр топливной системы представляет собой стрелочный прибор с набором переходников для подключения в трубопровод различных марок автомобиля. Установки для проверки и промывки распылителя (форсунки). Рабочая смесь «инжекторного» и дизельного двигателя образуется посредством распыления топлива через отверстия форсунки непосредственно в камеру сгорания двигателя («непосредственный впрыск» и дизельные двигатели) или во впускной коллектор (одно- и многоточечный впрыск). В процессе эксплуатации в форсунке образуются отложения, ухудшающие качество распыления топлива. Для очистки форсунок от таких отложений и предназначены устройства данного типа. Процесс очистки можно проводить непосредственно на работающем двигателе (без снятия форсунок) – в этом случае в топливную систему подается специальная жидкость, вымывающая смоляные отложения. Данный метод достаточно прост, не требует сложного оборудования, но он недостаточно эффективен. В первую очередь он не позволяет проверить работоспособность самого распылителя (форсунки). Для более эффективнойдиагностики, очистки и, при необходимости замены, неисправной форсунки необходима специальная установка. Установки такого типа имитируют рабочий процесс распыления топлива на снятой с двигателя форсунке и позволяют оценить работоспособность форсунки – герметичность, качество распыления («факел») и производительность, а также более эффективно очистить ее при помощи ультразвука.

От теории к практике

Итак, вы решились заняться диагностикой и ремонтом двигателя. Исходя из вышеизложенного, позволим себе дать несколько рекомендаций по комплектации поста диагностики и некоторые правила, которые необходимо соблюдать в диагностической работе.

Простейшее решение

В первую очередь самый необходимый прибор – это газоанализатор, причем лучше всего четырехкомпонентный с вычисляемым коэффициентом лямбда (?). Диагностика двигателя, как основного агрегата автомобиля, без этого прибора просто невозможна. Выбрав модель с возможностью электрических измерений, вы немного перекроете возможности мотор-тестера. Компрессометр и манометр топливной системы – достаточно недорогие, но приятные мелочи в наборе диагноста. Простейшая установка для промывки форсунок станет огромным подспорьем, когда вы столкнетесь со случаями плохого качества рабочей смеси в обследуемых автомобилях.

Мобильный или стационарный пост

Следующий вопрос – какой пост диагностики для вас более предпочтителен: стационарный или мобильный. Если вы оборудуете пост диагностики на станции технического обслуживания, то обратите внимание на возможность комплектации оборудования вокруг персонального компьютера (ПК). Это позволит создать из сканера, мотор-тестера и газоанализатора единый диагностический комплекс с возможностью обновления программного обеспечения. Кроме этого ваш ПК может содержать огромную базу данных по обслуживаемым автомобилям, что само по себе является огромным подспорьем в работе. Если вы предполагаете вести выездную работу (техническая помощь на дороге), то обращайте внимание на возможность работы приборов от бортовой сети автомобиля. Хотя при использовании ноутбука вы сможете сохранить мобильность и использовать вышеуказанные преимущества ПК.

Разномарочность автомобилей и их возраст накладывают определенные ограничения на выбор оборудования. В первую очередь это касается выбора сканера. Как говорилось выше, сканер жестко привязан к марке автомобиля, даже год выпуска автомобиля и марка «бортового компьютера» могут повлиять на качество и возможность или невозможность диагностики как таковой. При выборе сканера обращайте внимание на перечень марок и годов выпуска автомобилей, которые поддерживает сканер, набор кабелей для подключения к контрольному разъему автомобиля, а также возможность изменения программного обеспечения сканера для расширения возможностей. Хотелось бы еще раз обратить внимание на сканеры, работающие с персональным компьютером – ПК обладает практически неограниченными возможностями по обновлению программного обеспечения, и при необходимости вам понадобится только дополнительный кабель. И, наконец, последний совет. Основное назначение диагностики автомобиля – это поиск и обнаружение неисправной системы автомобиля и двигателя, в частности. Часто восстановление контакта в цепи того или иного датчика предотвращает «капитальный» ремонт двигателя, поэтому качество диагностики в первую очередь зависит от человека, от диагноста. От него же зависит и реакция клиента. Поэтому следует предварительно обучиться всем премудростям процесса. Для этого существуют специальные курсы, при выборе которых нужно обращать внимание на следующее:

– подготовку должны вести достаточно подготовленные наставники;

– программа подготовки должна включать теоретические вопросы работы всех подсистем двигателя внутреннего сгорания (узлов, датчиков, исполнительных механизмов и т. д.);

– практические занятия, как неотъемлемая часть программы, должны проводиться в реальных условиях станции техобслуживания автомобилей и лучше всего с использованием оборудования, на котором вам работать в дальнейшем.

При покупке оборудования не стесняйтесь спрашивать у продавца о наличии таких подготовительных курсов – подготовку специалистов и дальнейшую поддержку могут обеспечить только те компании, которые относятся к данному направлению деятельности со всей серьезностью. И самое главное, никогда не забывайте, что быстро и грамотно проведенная диагностика, способность точно отловить «виновника» проблем автовладельца может способствовать только росту авторитета данного техцентра и, как следствие, увеличению числа благодарной клиентуры. 

Оставьте свою почту и станьте первым, кто получит скидку на новые позиции