Интересное от ООО ТехАвто:

Диагностика тормозной системы автомобиля

Тормозные стенды для диагностики автомобилей

Диагностика тормозной системы автомобиля

Все мы помним анекдот о том, как некий человек обратился к доктору с жалобами на то, что у него там-то и там-то болит. Доктор его осмотрел и ответил, что, мол, о причинах недомоганий расскажет вскрытие... И фраза «вскрытие покажет» давно уже стала любимым присловьем практически всех сотрудников автосервиса. Но мы все понимаем, что вполне можно обойтись без столь кардинальных хирургических мер. Регулярная терапия подчас приносит больший доход, чем редкие хирургические операции. Для чего надо освоить соответствующие методики и, разумеется, подкрепить их соответствующим оборудованием. В относительно недавние времена в нашей стране существовала практика обязательной ежегодной диспансеризации сотрудников любого предприятия или организации. Дело, бесспорно, полезное, так как, не зная, что у тебя болит - лечиться не будешь. Сейчас этого нет, но многие люди, пекущиеся о своем здоровье, предпочитают пройти профилактическое обследование, дабы вовремя обнаружить признаки какой-нибудь хвори и принять превентивные меры. И делают это не раз в год и не по принуждению. Аналогичные тенденции наблюдаются и у уважающих себя автовладельцев. Люди начинают понемногу понимать, что своевременно выявить неисправность безопаснее и дешевле, по ряду параметров, чем потом ликвидировать ее последствия. И мы должны всячески способствовать тому, чтобы все или почти все автовладельцы осознали наконец, что не нужно дожидаться, когда у их автомобиля что-нибудь отвалится. Гораздо экономичнее заблаговременно выбрать время, обнаружить и устранить проблему, чем, неожиданно остановившись средь дороги, да еще на приличном расстоянии от «очагов цивилизации», судорожно искать решение возникшей проблемы. Страдать от рухнувших планов, потерянного времени и денег, не говоря уже о более серьезных последствиях.

ОБЪЕКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрим ситуацию на примере одной из самых ответственных систем автомобиля - тормозной.

На сегодняшний день, согласно действующему ГОСТ 25478-91, применяется два основных метода диагностики тормозов - дорожный и стендовый. Для них, соответственно, установлены следующие параметры - при проведении дорожных испытаний:

- тормозной путь;

- установившееся замедление;

- линейное отклонение;

- уклон дороги, на котором должно неподвижно удерживаться АТС;

при стендовых испытаниях:

- общая удельная тормозная сила;

- время срабатывания тормозной системы;

- коэффициент неравномерности тормозных сил колес оси;

а для автопоезда еще дополнительно:

- коэффициент совместимости звеньев автопоезда;

- асинхронность времени срабатывания тормозного привода.

Так же общим диагностическим параметром для обоих методов испытаний является усилие на рабочем органе привода тормозной системы.

Многие в силу видимых простоты и дешевизны стремятся ограничиться дорожными тормозными испытаниями. Это, возможно, оправдано в отдельных случаях, так дорожные тормозные испытания распространены и за рубежом. Но, в целом по России, в наших климатических условиях, дорожные тормозные испытания, можно считать только дополнением к более информативным стендовым. Уже хотя бы только потому, что истинную картину неравномерности торможения можно получить лишь при стендовых испытаниях, когда на ноль сведены многие субъективные факторы.

Поскольку именно неравномерность тормозных сил сейчас, по мере возрастания средних скоростей движения, оказывает все большее влияние на безопасность дорожного движения, то, если мы хотим действительно диагностировать автомобиль, а не создавать видимость этого процесса, нам следует применять действительно «диагностические» методы и соответствующее оборудование.

ГДЕ ПРИТОРМОЗИМ?

Полноценная диагностика тормозов реально возможна только при стендовых испытаниях. Но они бывают разные. В мире на сегодняшний день существует несколько методов испытания и видов стендов:

- испытания на силовых роликовых тормозных стендах;

- испытания на инерционных роликовых тормозных стендах;

- статические тормозные испытания;

- испытания на площадочных тормозных стендах.

Так что же предпочесть?

Самый простой и дешевый метод, конечно, статический.

         По физике процесса он аналогичен испытанию стояночной тормозной системы на уклоне. Отсюда же и результат - чрезвычайно неинформационный и, в силу ряда других причин, неприемлемый метод. Другой метод - испытания на площадочных тормозных стендах, получил широкое распространение, в основном, за счет своей дешевизны. Но он имеет ряд недостатков, которые не позволяют считать его приемлемым, особенно при проведении инструментального контроля при ГТО. Например, при дорожных испытаниях и на инерционных тормозных стендах в процессе торможения колесо совершает как минимум более одного оборота, поэтому оценивается вся поверхность торможения тормозного механизма. Кроме того, в площадочных тормозных стендах, ввиду малых начальных скоростей торможения (по условиям безопасности) и интенсивного, быстрого торможения (из-за ограниченности тормозного пути, который определяется длиной тормозных площадок), торможение осуществляется на части поверхности торможения тормозного механизма, что неприемлемо с точки зрения оценки безопасности автомобиля. И, наконец, слишком интенсивное торможение (по вышеприведенным причинам) искажает реальную физическую картину торможения автомобиля. ГОСТ 25478-91 требует проведения каждого измерения по тормозам не менее двух раз, т.е. должна обеспечиваться повторяемость проведения испытаний. В аналогичных условиях. При испытании же на дороге и на площадочных стендах начальная скорость задается водителем и может изменяться в широких пределах. При испытаниях на площадочных тормозных стендах начальная скорость автомобиля не соответствует требованиям Правил дорожного движения и ГОСТ 25478-91, а, значит, кинетическая энергия меньше той, что требуется для правильной оценки тормозной системы. В силу этого не потребуется максимального усилия на педали тормоза для гашения этой энергии. Таким образом, при испытаниях на площадочных тормозных стендах получаются завышенные значения по удельной тормозной силе и заниженные - по усилиям на органах привода тормозных систем. Роликовые же тормозные стенды позволяют получать более корректные результаты. При каждом повторении испытания они способны обеспечить условия (прежде всего скорость вращения колес) абсолютно одинаковые с предыдущими, что обеспечивается точным заданием начальной скорости торможения внешним приводом. Также при испытании на силовых роликовых тормозных стендах предусмотрено измерение так называемой «овальности» - оценка неравномерности тормозных сил за один оборот колеса, то есть, исследуется вся поверхность торможения. Кроме того, при испытании на роликовых тормозных стендах, когда усилие передается извне, от тормозного стенда, физическая картина торможения не нарушается. Тормозная система должна поглотить поступающую извне энергию, даже несмотря на то, что автомобиль не обладает кинетической энергией. Аналогичные рассуждения могут быть приведены для оценки усилия нажатия на приводные органы тормозных систем. Есть еще одно важное условие - это безопасность испытаний. С этой точки зрения, самые безопасные испытания - на силовых роликовых тормозных стендах, поскольку кинетическая энергия испытуемого автомобиля на стенде равна нулю. В случае отказа тормозной системы при дорожных испытаниях или на площадочных тормозных стендах вероятность аварийной ситуации очень высока. Кроме того, ГОСТ 25478-91 ограничивает усилие на педали привода рабочего тормоза и органа управления стояночным тормозом. Эта величина, с точки зрения теории торможения, определяет усилия в исполнительных механизмах тормозной системы, необходимые для гашения кинетической энергии замедляющегося автомобиля. Подводя итог, можем сказать: площадочные тормозные стенды пригодны для входной экспресс - диагностики на станциях ТО, но ни в коем случае для углубленной. Инерционные тормозные стенды стоят несколько особняком. Этот метод создает условия торможения автомобиля, максимально приближенные к реальным. Но в силу дороговизны собственно стенда, недостаточной безопасности, трудоемкости и слишком большого времени, требующегося на диагностику, стенд такого типа не будет рентабелен в рамках наших потребностей. Таким образом, получается, что по совокупности своих свойств именно роликовые стенды являются наиболее оптимальным решением, как для диагностических линий СТО, так и для оборудования пунктов инструментального контроля. Какие именно из производимых на сегодняшний день моделей могут стать наиболее приемлемыми, в чем их отличия и особенности, а также, в чем особенности диагностирования автомобилей с постоянным полным приводом и АБС на этих стендах, мы расскажем в следующих публикациях на эту тему. Диагностикой тормозов список обязательных для проверки систем не ограничивается. И мы в ближайшем будущем обязательно продолжим разговор об особенностях методики и оборудовании для проверки рулевого управления, оценки токсичности выхлопа.

С 1998 года действует обязательный инструментальный контроль при прохождении гостехосмотра. В настоящий момент нормативно-технические документы при проведении ГТО требуют обязательной диагностики тормозов, экологических параметров, фар головного освещения и состояния рулевого управления. Данное требование относится пока только к автомобилям возрастом от 5 лет и старше. Но, ведь, на безопасность в автомобиле влияет все, а не только то, что определяет ГОСТ. И далеко не факт, что проблемы, связанные с вышеупомянутыми системами, в автомобилях «моложе» однозначно отсутствуют. В общем-то, всеобщая ежегодная «диспансеризация» автомобилей - дело благое и весь цивилизованный мир давно ее практикует. Владелец обязан получить диагноз технического состояния своей машины. Но этого не совсем достаточно. Ведь, если заставят проверить тормоза - проверят только их и починить заставят только их. А, если раз в год машину проверят по максимуму, то человек наверняка задумается, пусть даже ему и не вменят в обязанность исправить абсолютно все, что выявилось. Разумный человек наверняка поймет, что нелишне поправить, например, и амортизаторы, и развал подлечить, и тормозную жидкость, действительно, заменить пора. А это уже работа для СТО, это уже возможность зарабатывать деньги. Поэтому я рекомендую, при определении состава диагностической линии, посчитать выгоду прямую и выгоду перспективную, опосредованную. И очень часто вторая выгода оказывается примерно того же порядка, что и первая. Следовательно, расширяя сегодня спектр проверяемых параметров, пусть и не обязательных, не востребованных сегодня ГОСТами или ПДД, и предлагая такую услугу потенциальным клиентам, вы создаете себе перспективу будущей работы.

 

 

 

 




Сертификат эксклюзивной международной торговой марки ТехАвто




Мы в социальных сетях