Интересное от ООО ТехАвто:

Покраска автомобилей на автосервисах

Окрасочно-сушильные камеры

В наше время сервису приходится поспевать как за меняющимся модельным рядом, так и за новыми, модными окрасками ремонтируемых автомобилей. Вот, например, в последние годы, как показывает статистика продаж, самыми модными стали цвета из группы светлых "металликов". Количество новых машин, окрашенных в такой цвет, растет с каждым годом. В одной только Германии в 2005 году машины, окрашенные светлым "металликом", составили 38,9% от общего числа продаж. Да, бесспорно, цвета группы серебряных "металликов" красивы, элегантны, стильно выглядят, имеют широчайшую гамму оттенков, от антрацита до голубых и салатовых тонов. Но они еще и практичны. Может быть, для кого-то это звучит странно, но цвет машины помогает экономить горючее. Если взять черную машину и окрашенную светлым "металликом", поставить их на солнце, то через 3 часа в салоне черной будет на 15 С горячее, чем в светлой. Кондиционер, понятное дело, приведет температуру в норму. Но он отбирает около 10% мощности двигателя, а значит, увеличивает расход топлива. В светлой же машине кондиционер работает в более щадящем режиме, экономя горючее и собственный ресурс. По тем или иным причинам, но количество машин, окрашенных светлым "металликом" растет, а бьются в авариях они так же, как и остальные. А ремонтная окраска таких машин предъявляет повышенные требования к знаниям и умению маляра.

ЖЕРТВЫ МОДЫ В начале девяностых годов, когда маляр шел устраиваться на сервис, его спрашивали: «А «металликом» красить умеешь?». И если умел, то маляра брали с распростертыми объятиями. Пять лет назад вопрос был: «Шагрень в точности воспроизвести сможешь?». Сейчас, когда квалифицированные маляры легко работают с обычным «металликом» и делают нужную шагрень, к их квалификации предъявляются уже новые требования. Они, в частности, должны уметь хорошо работать со светлым «металликом». По сравнению с темными «металликами» светлые и серебристые особенно сложны в ремонтной окраске. Для работы с ними малярам приходится не только совершенствовать практические навыки нанесения краски, но и изучать теорию - разбираться в важнейших свойствах светлых «металликов» и в принципах их колеровки. Вследствие чего в наше время хороший маляр вынужден становиться универсалом, способным самостоятельно сделать весь комплекс окрасочных работ - от подготовки детали и подбора краски до нанесения декоративных полосочек на законченную деталь. Некоторые учатся на рабочем месте, рискуя машинами клиентов и репутацией своего автосервиса. Но можно учиться и в специализированных учебных центрах, которые в последнее время появились в Москве. Один из них - учебный центр STANDOX, в котором есть и специальный курс SILVER, посвященный тонкостям работы именно со светлыми «металликами». Для обучения работе с такими красками требуется высокий базовый уровень подготовки ученика, поэтому на курс SILVER принимают только маляров, уже отучившихся на других курсах учебного центра. Я в очередной раз получил приглашение поучаствовать в работе учебного курса SILVER, и дальнейший текст есть не столько плод моих личных измышлений, сколько результат коллективных усилий преподавателей учебного центра STANDOX. А уж увенчались ли эти усилия успехом - судить вам, дорогие читатели.

СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЛЛАР

В красках с эффектом «металлик» очень важную роль играет отражение света. К основному тону, образуемому обычными пигментами, добавляются алюминиевые частицы, создающие особый эффект. А в светлых «металликах» сам основной тон создается такими частицами. Эти частицы, как маленькие зеркала, отражают свет, причем каждое в своем направлении. В результате чего и возникает тот самый специфический «металлический» эффект краски, резко отличающий ее от обычных. Однако при осмотре окрашенной детали с разных сторон видно, что этот блеск не постоянен, а как будто меняется, как если бы деталь эту поворачивали. В самом деле, на любом «металлике», в зависимости от угла наблюдения, краска выглядит темнее или светлее. Эти изменения, от светлого к темному и обратно, называют «флоп-эффект». Именно в нем заключается основное отличие «металликов» от обычных красок, и именно в нем прична основных сложностей при ремонтном воспроизведении покрытия, поскольку он создает два различных тона на одной и той же поверхности. Это так называемые «верхний» и «нижний» тона.

Верхний тон - это тот цвет, который виден, когда мы смотрим на окрашенную поверхность под углом 90, например, на капот.

Нижний тон - это тот цвет, который мы видим, когда взгляд наш падает на окрашенную поверхность под острым углом, например, на борта автомобиля.

Характерная черта и своего рода основной источник проблем при ремонте светлых «металликов» заключается в том, что у них разница между верхним и нижним тонами особенно заметна. Поскольку в них почти весь пигмент заменен частицами «серебра», ответственными за флоп-эффект. Прочих пигментов в них обычно не более 10%, поэтому они слабо влияют на цвет и блеск краски.

Наличие двух различных тонов у «металлика» вынуждает колориста подбирать оба эти тона при колеровке. Сначала смешивают краску по стандартному рецепту в соответствии с номером краски, указанным на табличке, имеющейся на любой машине. Затем производится пробная выкраска на специальную металлическую пластинку, которая сравнивается с реальным цветом машины. Если цвета не совпадают, а при подборе светлого «металлика» они зачастую не совпадают, то начинается собственно колеровка.

Сначала всегда подбирается верхний тон «металлика», а только потом - нижний. Есть много способов изменения этих тонов по отдельности. Так, например, добавка небольшого количества серебра осветляет только верхний тон. Большое количество серебра осветляет оба тона, но крупное серебро меньше влияет на нижний тон, чем мелкое. Добавление простого белого цвета в небольшом количестве (до 5%) осветляет нижний тон. Большее количество белого в целом уменьшает «металлический» эффект. Изменить верхний и нижний тона можно как при подборе краски, так и непосредственно во время нанесения. Хорошую работу колориста может легко испортить любой маляр, а хороший маляр сможет незаметно окрасить деталь «с переходом» даже краской, отколерованной весьма приблизительно. Но полагаться на мастерство маляра колористу не следует, тем более что в любой линейке миксов есть достаточное количество металлических пигментов, обеспечивающих широкое «поле для маневра» при подборе цвета. Для точного подбора краски под нужный «металлический» эффект любая окрасочная система включает в себя несколько разных миксов серебра. Так, в окрасочной системе STANDOX чаще всего используются 4 вида - MIX 590, MIX 593, MIX 594 и MIX 812. А всего в этой окрасочной системе имеется 8 разных видов серебра, отличающихся как размерами частиц, так и степенью блеска отдельной частицы. У любого производителя красок миксы серебра делятся на два основных вида - обычные и с повышенным блеском. Последние обычно называются SILVER DOLLAR - «серебряный доллар». Частицы металла в SILVER DOLLAR имеют не только более правильные очертания, но и более гладкую поверхность, отражающую свет, как полированное металлическое зеркальце. Обычное, неяркое, блеклое серебро по форме напоминает всем известные кукурузные хлопья. В целом форма его частиц тоже плоская, но и очертания, и поверхность каждой частицы очень неровные.

Заводские покрытия типа «серебряный металлик» могут быть самыми разнообразными, и в них могут использоваться различные виды частичек серебра. Это обусловливает наличе в любой ремонтной системе нескольких видов так называемого «серебра». В целом для колориста работа со светлыми «металликами» представляет собой гораздо более серьезную проблему, чем работа с прочими цветами. Далеко не всегда корректный цвет удается подобрать в соответствии с готовыми рецептурами. Дело в том, что у «Лады» почти всегда, а иногда и у некоторых иномарок, за исключением тех, что окрашены по спецзаказу, цвет машины тоже можно назвать эксклюзивным. Это происходит отнюдь не по причине желания производителя создать некую эксклюзивность, а просто из-за плохой технологической дисциплины на производстве. Хотя на завод краски поставляются стандартного состава, малейшие отклонения параметров нанесения на конвейере приводят к различиям между машинами, которые, казалось бы, должны быть абсолютно одинаковыми. А так как светлые «металлики» особенно чувствительны к условиям нанесения, то на производстве отклонения от стандартных цветов у них особенно часты. Вот именно эти различия и создают основные проблемы при колеровке ремонтной краски в автосервисе, когда знание одного лишь кода краски оказывается совершенно недостаточным и приходится скрупулезно подбирать правильный цвет, что называется, вручную. По причине все той же чувствительности к условиям распыления при нанесении на автосервисах случаются конфликты между колористом и маляром, наносящим отколерованный светлый «металлик». У каждого мастера складывается своя, индивидуальная манера работы с окрасочным пистолетом. И она может не совпадать с манерой работы колориста, делавшего пробные выкраски при подборе цвета. В результате тон и «металлические» эффекты у маляра на реальной детали выходят иначе, чем у колориста на образце, что может вызвать у них взаимные обвинения в некачественной работе. Эта проблема полностью снимается, если изготовление краски и саму окраску производит один и тот же маляр. Такая система работы давно принята на Западе, но у нас она пока плохо приживается.

ИСКУССТВО СЕРЕБРЯНИКА

Перейдем к практике нанесения светлых «металликов» при восстановлении лакокрасочного покрытия машины в условиях автосервиса. Основная, самая сложная задача, которая стоит перед маляром при работе со светлыми «металликами», - это правильно сориентировать частицы серебра в слое краски, поскольку от того, как лягут эти частицы, полностью зависит конечный результат. Дело в том, что эти частицы могут лечь как нужно, параллельно металлической основе и друг другу, а могут располагаться хаотично, отражая свет в разные стороны, что резко уменьшит металлический блеск покрытия. От правильной ориентации частиц серебра и зависит совпадение флоп-эффекта на отремонтированной поверхности с тем, что на оригинальной. В толстом или слишком медленно сохнущем слое краски частицы серебра опускаются вниз, ориентируясь в основном вертикально по отношению к подложке, что приведет к нарушению флоп-эффекта. Если же получается тонкий слой и он в меру быстро схватывается, то металлические частицы остаются там же, куда попали при распылении, то есть они равномерно распределены параллельно подложке. При такой ориентации частиц флоп-эффект проявляется наилучшим образом. Казалось бы, чего проще - равномерно нанеси тонкий быстросохнущий слой окрасочной базы, и качественный результат будет достигнут. На деле это оказывается далеко не так просто, как кажется. Слишком много факторов влияют на влажность и толщину наносимого слоя. Вязкость подготовленной к нанесению краски должна точно соответствовать указаниям фирмы—изготовителя окрасочной системы. Марка применяемого разбавителя должна соответствовать температуре, при которой будет производиться напыление краски. Окрасочный пистолет должен давать равномерное пятно правильных очертаний. Давление воздуха должно быть точно выставлено непосредственно на пистолете и не колебаться в процессе работы. Маляр должен держать пистолет строго перпендикулярно окрашиваемой поверхности и покрывать ее равномерными проходами, не допуская утолщения слоя в местах наложения последующего прохода на предыдущий. Основной рабочий инструмент маляра - окрасочный пистолет. От его качества и технической исправности во многом зависит качество окрасочного слоя, что особенно резко проявляется при работе со светлыми «металликами». Для такой работы желательно применять лучшие модели пистолетов от лучших фирм-производителей. Например, в учебном центре STANDOX используется пистолет SATA jet 2000 HVLP, дающий весьма стабильное пятно, к тому же имеющий цифровой манометр непосредственно в ручке пистолета. Для мелкой подкраски используется SATA minijet HVLP, позволяющий делать подкраску маленьким пятном с качеством «большого» окрасочного пистолета. Ученик в процессе обучения должен увидеть дефекты покрытия, понять их причины и научиться способам их устранения. На семинаре применили нестандартный метод демонстрации типичных ошибок в работе со светлым «металликом». Тренер усложнил задачу, использовав учебный окрасочный пистолет, дюза которого была повреждена и имела неправильную форму. Этот пистолет дает пятно, имеющее форму вертикальной восьмерки вместо вертикально вытянутого овала, как должно быть. Работать им со светлыми «металликами» почти невозможно, так как неравномерность толщины слоя краски приводит к различной ориентации частиц серебра в местах, где толщина слоя отличается от соседних участков. Образуется дефект, который обычно называют «облака» или «яблоки». Обычно «яблоки» возникают там, где маляр хоть на секунду приостановил движение руки с пистолетом и слой краски успел напылиться потолще, чем рядом. При работе с учебным окрасочным пистолетом образуются более отчетливые «яблоки», что позволяет наглядно продемонстрировать, как «не надо». Вместе с тем этот пистолет позволяет продемонстрировать, что даже с неправильным пятном можно добиться хорошего результата, без дефектов, если точно придерживаться правильной траектории движения. Для демонстрации ошибок и возможностей их устранения таким пистолетом были окрашены дверь и капот, разумеется, светлым «металликом». Дверь получилась отлично, лишь на капоте были кое-где слегка заметны темноватые «облачные» полосы, лишний раз подтверждая, что капот - это самая сложная для окраски деталь автомашины. Работал учебным окрасочным пистолетом преподаватель центра Аркадий Зайцев, тем самым наглядно показавший ученикам и необходимость совершенствования в мастерстве и типичные ошибки при нанесении светлых «металликов». Надо сказать, что «облачные» и «яблочные» дефекты частенько встречаются и на заводской окраске автомобилей. Так, например, у многих дешевых моделей некоторых азиатских марок автомобилей при ровном неярком освещении такие дефекты порой обнаруживаются и в нескольких местах на кузове. На ориентацию частиц «серебра» в нанесенном слое сильно влияет и вязкость распыляемой краски. Чем больше разбавителя, тем суше получается слой, так как разбавитель испаряется очень быстро. В любой окрасочной системе выпускается целая линейка разных разбавителей. Каждый из них предназначен для определенной температуры, при которой будет производиться нанесение в камере. Здесь важно не нарушить требования производителя краски при смешивании ее перед нанесением, добавляя строго определенное количество разбавителя подходящей марки.  

Существует еще один важный аспект в работе маляра, на который обычно не обращают серьезного внимания. Это мытье пистолета по завершении каждой окрасочной операции. Обычно это каждый маляр делает с помощью растворителя и кисточки, при этом вдыхая обильные пары растворителя. Если делать так, то в пистолете могут оставаться частицы краски, которые потом либо застревают в дюзе, портя форму факела, либо вылетают при очередной окраске, портя всю работу. Многие фирмы - производители окрасочных пистолетов выпускают и специальные моющие агрегаты для них. Такой аппарат представляет собой небольшой шкафчик, подключаемый к вытяжке. В него помещается разобранный пистолет, на детали которого под давлением подается специальный растворитель.

В заключение осталось сказать, что, по-видимому, из всех окрасочных работ окраска светлыми «металликами» - самая требовательная и к квалификации маляра и к качеству применяемого оборудования. Причем к оборудованию здесь относится не только окрасочный пистолет, но и компрессор, магистрали сжатого воздуха, системы влаго- и маслоотделения, обеспечивающие стабильное давление чистого воздуха. Только сочетание качества оборудования и «качества» маляра может дать сервису стабильное качество работы со светлыми «металликами».


     




Сертификат эксклюзивной международной торговой марки ТехАвто




Мы в социальных сетях